Школьный музей ведёт свою работу, постоянно уделяя основное внимание сбору всё новых и новых подлинных документов и музейных предметов. В меру своих возможностей он приобщает ребят к поисково-исследовательской работе. Очень большой объём времени занимает обработка поступающих материалов, ведение книги учёта экспонатов музея. В настоящее время учёт экспонатов ведётся также в электронном формате. Одновременно ребята ведут работу по формированию основного фонда и вспомогательного, а также работу по созданию закрытых и открытых, стационарных и передвижных выставок, витрин, турникетов.
В 2006 году началось наше сотрудничество со школой №2 г. Малорита Брестской области (Республика Беларусь). Наша поездка в Белоруссию и ответный визит к нам ребят из Малориты также нашли своё отражение в материалах музея. На витрине «Наши друзья-белорусы» расположены экспонаты, выполненные руками ребят из г. Малориты, а также подарки, полученные от главы администрации г. Малориты и других организаций. Экспонируется копия договора о сотрудничестве школы №35 с белорусской школой №2 г. Малориты. Рядом размещён стенд с фотографиями визитов нашей делегации в Малориту и белорусских ребят в нашу школу.
Постоянно меняется содержание экспозиции, обновляются экспонаты, появляются новые выставки и витрины. В настоящее время музей оборудован современными витринами, в которых размещены не только архивные справки и фотографии, но и предметы школьного быта, старые наглядные пособия и т.д. Таким образом, содержание музея всё больше и больше соответствует его названию – «О времени, о школе, о себе». Постепенно музей истории школы стал комплексным центром гражданско-патриотического воспитания учащихся. Он взял на себя значительную часть работы по подготовке и изданию книги "Они защищали Родину". Эта книга уже вторая. Первой была книга, написанная нашими учащимися в 2003 году - "Бойцы вспоминают минувшие дни". Она была посвящена нашим ветеранам войны, которые поделились с ребятами своими воспоминаниями о войне.
Вторая книга тоже написана нашими ребятами, но уже о военных воспоминаниях их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Книга получилась искренняя и душевная, исполненная детских переживаний. Она получила массу положительных отзывов из разных городов России и не только. К её презентации мы выпустили брошюру о работе нашего музея "Музей истории школы "О времени, о школе, о себе" - центр военно-патриотического воспитания учащихся". В брошюре отражены все направления патриотического воспитания учащихся нашей школы и роли школьного музея в этой работе.
Сегодня мы уже имеем пять книг воспоминаний о войне, созданных и выпущенных нашими ребятами совместно с ветеранами войны. Кроме уже названных это книги «Мир после войны», «За вехой веха» и «Родина-мать зовёт!». Последняя книга готовилась совместно с другими школами. Сейчас находится в стадии подготовки шестая книга, написанная нашими лицеистами.
Следует отметить, что с сентября 2008 года школа №35 стала естественно - научным направлением ГОУ Лицея №1535, и в музее «О времени, о школе, о себе» стали отражаться лицейские новости, он стал местом самых интересных встреч. Изначально, определяя образовательно-воспитательную функцию школьного музея как воспитание в ребятах гражданской позиции, мы уже на первом этапе работы по созданию музея практически начали выполнять поставленную задачу. Ведь именно учащиеся, особенно старших классов приняли в этой работе самое активное участие. Этой непрерывной и непростой работой занимаются школьники, имеющие разные интересы и наклонности, но каждый стремится внести свой посильный вклад в общее дело. Гордость за свою причастность к большому и полезному делу звучит в живом повествовании экскурсоводов.
В 2009 году музею исполнилось 5 лет. Подводя итоги первой пятилетки, следует отметить прежде всего то, что музей занял 1 место в Хамовниках по итогам смотра-конкурса школьных музеев в и второе место среди музеев ЦАО города Москвы, за что был награждён дипломом и премирован денежной премией. Эту премию музей израсходовал на приобретение телевизора с ЖК - экраном. С его помощью музейные активисты могут демонстрировать гостям свои презентации, слайдшоу и т.д.
В 2010 году по инициативе администрации лицея музей был реконструирован. Сейчас он имеет два новых зала общей площадью 87 кв. метров и компьютерную комнату. В Большом зале размещена основная экспозиция музея, Малый зал предназначен для организации и проведения различных выставок детского творчества. Это интерактивный зал, где все музейные предметы доступны ребятам. В этом зале занимаются члены кружка «Юный журналист», редакция журнала «Лицейский вестник» и клуб интересных встреч.
Фактически это творческая мастерская, где ребята небольшими группами выполняют различные работы. Они оформляют витрины, работают с документами, делают презентации, альбомы, видеоролики, печатают проспекты, буклеты и др.В особо сложных работах ребятам помогают взрослые. Работать в детско-взрослой рабочей группе очень интересно. Здесь идёт передача жизненного опыта напрямую. В музее есть компьютер, два принтера, сканер, WEB- камера. Мы имеем свой выход в Интернет, пользуемся системой Skype, прочей цифровой аппаратурой. В музее работают кондиционеры, есть прекрасное световое оформление, залы имеют необходимое оборудование и стильный, эстетичный общий вид.
В 2010 году музей получил уже второй сертификат на следующие пять лет. Мы имеем связи с архивами, с методическими центрами, Советом ветеранов, библиотеками, Цифровым домом Хамовники, со школьными музеями района Хамовники и округа, с музеем Первого Московского Медицинского Университета им. И.М.Сеченова. В перспективе у музея интересная работа - это создание научного общества, проведение викторин, семинаров, работа по оцифровке старых видеоматериалов, интересные поисковые экспедиции. Эта работа позволит огромному числу учащихся не только прикоснуться к страницам живой истории, услышать её голос, но и открыть для себя нечто новое, пока неизвестное, заставит задуматься о значении узнанного, позволит каждому самому поучаствовать в сохранении для будущих поколений бесценных исторических памятников.
Результаты первого пятилетнего периода работы музея позволяют надеяться на его долгую, активную жизнь, которую обеспечит принцип преемственности и передачи ценного исследовательского опыта. Ученики приходят в школу и уходят, а учителя остаются, чтобы передать от одного поколения краеведов другому накопленные краеведческие знания и навыки.
Рыхлова В. Н.,
руководитель музея , Почётный работник общего бразования
|